Даниел Матеев
Сто процентный контроль мяча
"Процент владения мячом еще ничего не означает…"
Василий Уткин
Владеть мячом можно по-разному, например, быть собственником мяча. Но это крайняя степень. Контролировать мяч можно также по-разному, например, все время говорить мячу: "Не делай то, не делай это…" Но и сие есть крайности… Мячи бывают разными, так же как и 100 процентов. Но не об этом речь… Разным бывает и Даниел Матеев, но это меня уже совсем занесло…
* * *
Владение мячом футболистом на футбольном поле во время футбольного матча сопряжено с целым рядом обстоятельств. Игроку, контролирующему мяч, принадлежит Божественная Энергия Созидания. Он – центральная фигура на поле. На него направлены все взгляды, на него устремлен глазок телекамеры, орлиный взгляд судьи, страстное око поклонниц, преданное – болельщиков, проникновенное и язвительное – телекомментатора, нетерпеливое и ожидающее – одноклубников, страждущее и напряженное – соперников, гордое – жены и родителей, взирающее с интересом – потенциальных
покупателей, ненавидящее – покинутой любовницы, презрительное – Зеппа Блатера, который считает, что когда-то футбол был лучше, а горы – выше, оценивающее – спонсоров и потенциальных спонсоров, бесстрастное – божества со всем сонмом ангелов, ибо страсть чужда божеству (вариант для атеистов: свинцовое – нахмуренных небес), мазохистичное – мяча… Игрок сам превращается в око, всевидящее и всезнающее, вселенское око конструктивной силы и высшего разума. Как может такой игрок расстаться с мячом.Каждый футболист по своей природе тщеславен. Страстная тяга игрока забить гол есть сублимация подавленного эго и попытка преодоления навязчивого комплекса неполноценности. Желание оказаться ближе к трибунам, с эксгибиционистской страстью обнажить плоть не первой свежести
, заросшей волосами и фурункулами, немытой и пропотевшей от натужного спринта, – все это лишь точечный финал действа под названием футбол. Не в нагой мужской груди заключена вся прелесть футбольного спектакля, хотя трясущееся мужское вымя придает игре привкус терпкого аромата мускатного ореха.Высшая эстетика предполагает ткань игры, хитросплетение паса, антиброуновское движение мяча, осмысленное и логичное по своей сути:
ratio, сопряженное с emotio. Пас – это сгусток энергии, несущий в себе конструктивные либо деструктивные черты, и обязательно – смысл. Осмысленный пас – это тавтология. Есть пас корявый – это не просто издержки техники, но это сродни лингвистическому понятию "муки слова" или просторечному "ляпнул, не подумав". Точный пас – это выражение мысли, комбинация есть Диалог, контроль мяча – это Дискурс!!!Предельная цель футбола
– высказаться и не дать слово сопернику. Таков дискурс критического реализма в своей монологичной структуре. Эта структура не предполагает оппозиционного начала, поэтому она невозможна по определению. Соперник хотя бы раз за матч обязательно касается мяча (даже если нет забитого гола – в начале одного из таймов). Одно касание уже есть некая микронная часть процента.Деконструктивистская составляющая любого паса или комбинации заключается в том, что даже самый умный пас может быть перехвачен. В этом случае происходит деструкция паса-мысли с последующей ее реконструкцией. Футбол есть фрагментарность речи, ее алогичность, дефективность, шизофреничность. Гаиско Мендьета – хороший распасовщик, его пасы очень точны и достигают своей цели в 80 % случаев. Василий Баранов – плохой распасовщик, если процент его пасов положителен, можете мне плюнуть в морду. Вывод: Мендьета – всего лишь высококлассный футболист, в то время как Баранов – это Сэмюэль Беккет от футбола. Фрагментарность футбольной речи никудышного футболиста столь очевидна, что даже порой раздражает – так же раздражает заика, читающий монолог Гамлета. Однако раздражение от фрагментарности есть эстетическая цель современного искусства, к которому в полной мере можно присоединить и футбол
.Игрок, контролирующий мяч, как уже было сказано, – Божественная Энергия Созидания.
В этом случае его партнеры несут метафизическую функцию тленного и грешного человечества, предельной цели созидания – согласно христианской теологии (о христианских истоках футбола: см. статью "Судейский corpus"). Соперник – это демоническая сущность, препятствующая проникновению божественной сути в ментальный микрокосм человечества.Комбинация в футболе имеет манихейскую сущность: перехваченный пас тут же переворачивает макрокосмос футбольного мироздания
. Находящаяся только что без мяча демоническая сущность при перехвате мгновенно трансформируется в сущность божественную, ниспровергая соперника в пучину демонизма. Вывод: 100 процентный контроль мяча придумали ортодоксальные христиане, борющиеся за незыблемость созданного ими опиума для народа, то бишь структуры мироздания. Футбол по своей сути есть еретический взгляд на мир и рассматривание мироздания как способное к трансформации, а не погрязшее в косности.* * *
Невозможность 100 %-ного контроля мяча все же не мешает футбольной команде добиться экстремального выражения показателей владения мячом: например, 99,999999% к 0,000001%. Такие показатели не противоречат: а) логике, б) реалиям, в) философии культуры, г) воззрениям ФИФА на футбол
.Эстетика футбола на все 100 % сопряжена с владением мячом. Да, безусловно, есть своя эстетика в искусстве защищаться, но в футболе главное – правильно распорядиться мячом, что более ценно, если сопряжено с грамотно построенным противодействием в лице Ковтуна
… Скажите, какое удовольствие можно испытать от игры киевского "Динамо" середины 80-х годов, если только ты не гарный хлопец из Киева?!…* * *
P.S. В пределах футбольной игры возможно создание полной шизофрении по всем правилам современного искусства и новейшей философии: когда команда владеет мячом с вышеозначенными показателями, но случайно забивает гол в свои ворота и проигрывает матч. Но это так, теоретические выкладки…