Даниел Матеев

Сто процентный контроль мяча

 

"Процент владения мячом еще ничего не означает…"

Василий Уткин

        Владеть мячом можно по-разному, например, быть собственником мяча. Но это крайняя степень.                                                                      Контролировать мяч можно также по-разному, например, все время говорить мячу: "Не делай то, не делай это…" Но и сие есть крайности… Мячи бывают разными, так же как и 100 процентов. Но не об этом речь…                                                                                                                    Разным бывает и Даниел Матеев, но это меня уже совсем занесло…

    * * *

        Владение мячом футболистом на футбольном поле во время футбольного матча сопряжено с целым рядом обстоятельств. Игроку, контролирующему мяч, принадлежит Божественная Энергия Созидания. Он – центральная фигура на поле. На него направлены все взгляды, на него устремлен глазок телекамеры, орлиный взгляд судьи, страстное око поклонниц, преданное – болельщиков, проникновенное и язвительное – телекомментатора, нетерпеливое и ожидающее – одноклубников, страждущее и напряженное – соперников, гордое – жены и родителей, взирающее с интересом – потенциальных покупателей, ненавидящее – покинутой любовницы, презрительное – Зеппа Блатера, который считает, что когда-то футбол был лучше, а горы – выше, оценивающее – спонсоров и потенциальных спонсоров, бесстрастное – божества со всем сонмом ангелов, ибо страсть чужда божеству (вариант для атеистов: свинцовое – нахмуренных небес), мазохистичное – мяча… Игрок сам превращается в око, всевидящее и всезнающее, вселенское око конструктивной силы и высшего разума. Как может такой игрок расстаться с мячом.

        Каждый футболист по своей природе тщеславен. Страстная тяга игрока забить гол есть сублимация подавленного эго и попытка преодоления навязчивого комплекса неполноценности. Желание оказаться ближе к трибунам, с эксгибиционистской страстью обнажить плоть не первой свежести, заросшей волосами и фурункулами, немытой и пропотевшей от натужного спринта, – все это лишь точечный финал действа под названием футбол. Не в нагой мужской груди заключена вся прелесть футбольного спектакля, хотя трясущееся мужское вымя придает игре привкус терпкого аромата мускатного ореха.

        Высшая эстетика предполагает ткань игры, хитросплетение паса, антиброуновское движение мяча, осмысленное и логичное по своей сути: ratio, сопряженное с emotio. Пас – это сгусток энергии, несущий в себе конструктивные либо деструктивные черты, и обязательно – смысл. Осмысленный пас – это тавтология. Есть пас корявый – это не просто издержки техники, но это сродни лингвистическому понятию "муки слова" или просторечному "ляпнул, не подумав". Точный пас – это выражение мысли, комбинация есть Диалог, контроль мяча – это Дискурс!!!

        Предельная цель футбола высказаться и не дать слово сопернику. Таков дискурс критического реализма в своей монологичной структуре. Эта структура не предполагает оппозиционного начала, поэтому она невозможна по определению. Соперник хотя бы раз за матч обязательно касается мяча (даже если нет забитого голав начале одного из таймов). Одно касание уже есть некая микронная часть процента.

        Деконструктивистская составляющая любого паса или комбинации заключается в том, что даже самый умный пас может быть перехвачен. В этом случае происходит деструкция паса-мысли с последующей ее реконструкцией. Футбол есть фрагментарность речи, ее алогичность, дефективность, шизофреничность. Гаиско Мендьета – хороший распасовщик, его пасы очень точны и достигают своей цели в 80 % случаев. Василий Баранов – плохой распасовщик, если процент его пасов положителен, можете мне плюнуть в морду. Вывод: Мендьета – всего лишь высококлассный футболист, в то время как Баранов – это Сэмюэль Беккет от футбола. Фрагментарность футбольной речи никудышного футболиста столь очевидна, что даже порой раздражает – так же раздражает заика, читающий монолог Гамлета. Однако раздражение от фрагментарности есть эстетическая цель современного искусства, к которому в полной мере можно присоединить и футбол.

        Игрок, контролирующий мяч, как уже было сказано, – Божественная Энергия Созидания. В этом случае его партнеры несут метафизическую функцию тленного и грешного человечества, предельной цели созиданиясогласно христианской теологии (о христианских истоках футбола: см. статью "Судейский corpus"). Соперник – это демоническая сущность, препятствующая проникновению божественной сути в ментальный микрокосм человечества.

        Комбинация в футболе имеет манихейскую сущность: перехваченный пас тут же переворачивает макрокосмос футбольного мироздания. Находящаяся только что без мяча демоническая сущность при перехвате мгновенно трансформируется в сущность божественную, ниспровергая соперника в пучину демонизма. Вывод: 100 процентный контроль мяча придумали ортодоксальные христиане, борющиеся за незыблемость созданного ими опиума для народа, то бишь структуры мироздания. Футбол по своей сути есть еретический взгляд на мир и рассматривание мироздания как способное к трансформации, а не погрязшее в косности.

* * *

        Невозможность 100 %-ного контроля мяча все же не мешает футбольной команде добиться экстремального выражения показателей владения мячом: например, 99,999999% к 0,000001%. Такие показатели не противоречат: а) логике, б) реалиям, в) философии культуры, г) воззрениям ФИФА на футбол.

        Эстетика футбола на все 100 % сопряжена с владением мячом. Да, безусловно, есть своя эстетика в искусстве защищаться, но в футболе главное – правильно распорядиться мячом, что более ценно, если сопряжено с грамотно построенным противодействием в лице КовтунаСкажите, какое удовольствие можно испытать от игры киевского "Динамо" середины 80-х годов, если только ты не гарный хлопец из Киева?!…

* * *

        P.S. В пределах футбольной игры возможно создание полной шизофрении по всем правилам современного искусства и новейшей философии: когда команда владеет мячом с вышеозначенными показателями, но случайно забивает гол в свои ворота и проигрывает матч. Но это так, теоретические выкладки

 

 

 

Hosted by uCoz