Даниел Матеев

Судейский corpus

"А судьи кто?"

А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

 

Место футбольного арбитра в судебной системе Российской Федерации (юридический подход)

Не судите да не судимы будете (теософский подход)

Крепись, судья, близорукость — не порок! (символический подход)

1. Место футбольного арбитра в судебной системе Российской Федерации (юридический подход)

Судья или народный заседатель, не согласный с решением большинства,

может изложить в письменном виде свое особое мнение.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, п. 2, ст. 16.

Редкий футбольный тренер откажет себе в удовольствии после проигранного его командой матча повесить всех собак на главного арбитра, его помощников, инспектора или на всех на них оптом. Нечасто встретишь футбольного болельщика, хотя бы изредка не сожалеющим о ликвидации Освенцима в отношении применения биологического материала желто-черно-клетчатого оператора свистка и карточки для производства чистящих средств нового поколения. Нелегкая судьба сего противоречивого субъекта, отчасти напоминающего двуликого Януса, заставила нас взяться за всестороннее исследование судейской проблемы с целью совершенствования работы футбольных арбитров. Основным источником несовершенства футбольной Фемиды является ее правовая неопределенность. Исходя из этого тезиса, мы постараемся определить место футбольного судьи в системе органов правосудия на примере судебной системы Российской Федерации.

Основная посылка нашего исследования звучит так: "Футбол — это жизнь". Двумя другими основными нашими посылками являются: "Что наша жизнь — игра!" и "Жизнь — это театр, и мы в нем актеры". Говоря понятнее — вводя в конкретный силлогизм принципы Ж. Дерриды и М. Фуко о деструкции бинарных оппозиций, стоящих в основе мироздания, а также оперируя методом децентрации и деполяризации метафизически противоположных явлений, мы создаем абстрактный конструкт, базирующийся на равнозначности и соразмерности, а также семантическом сходстве взятых за основу полярно противоположных явлений. Иначе говоря, если футбол есть не только игра, но и жизнь, а жизнь есть не только собственно жизнь, но и игра, то футбол и жизнь суть явления одного порядка, однородны и равнозначны. Следовательно, выделение футбольного законодательства из сферы нормотворческой деятельности законодательных органов Российской Федерации является грубейшим нарушением как принципов личностного и общественного бытия, так и обычным логическим нонсенсом. Бог с ним, со сводом футбольных правил, который прижился благодаря англосаксонской правовой системе прецедентов и пока хоть как-то действует, но процесс принятия судебных решений в области футбола должен быть решен законодательно. Тот факт, что до сих пор Государственная Дума РФ не разработала Футбольно-процессуальный кодекс РФ, не поддается логическому разумению.

Главным упущением российского футбола является полный процессуальный вакуум. Так, глава 7 Конституции РФ "Судебная власть" определяет основы устройства судебной системы, правовое положение судей, принципы судебной деятельности, а также компетенцию различных судов, за исключением футбольных. Существует устоявшаяся система гражданского и уголовного процесса. Многие ученые-юристы настаивают на принятии Административно-процессуального кодекса, другие высказывают мнение о необходимости урегулирования судопроизводства в Конституционном Суде РФ. Никто и не вспоминает о столь важном явлении как судебный процесс на футбольном поле.

Основной функцией футбольной судебной власти является осуществление правосудия в конкретной области футбольно-правовых отношений, не возникающих ни в одной другой сфере общественных отношений, как только на футбольном поле. Футбольно-правовые отношения являются особым видом общественных отношений, отличных от гражданских, уголовных, административных, арбитражных и конституционных. С целью более глубокого понимания проиллюстрируем эту идею.

Футбольный арбитр есть коллегиальный судебный орган, состоящий из главного арбитра и двух его ассистентов. Статус лайнсмена как второсортного арбитра только в самом конце XX века повысился до помощника главного арбитра — в этом можно усмотреть аналог с судебной системой: переход от рассмотрения дела в составе одного судьи и двух народных заседателей к плавному переходу к рассмотрению дела коллегией из трех судей.

Сторонами в футбольном процессе являются две команды, т.е. два юридических лица (соотношение с арбитражным процессом), или два футболиста, т.е. два физических лица (соотношение с гражданским процессом). Сходство с административным процессом может быть усмотрено в ситуации, когда футболист нарушает футбольный порядок во властном аспекте (например, когда игрок откидывает мяч после свистка или затягивает время). Административное взыскание может быть наложено от общественного порицания до желтой карточки. Сходство с уголовным правом футбольный судебный процесс приобретает, когда игрок получает красную карточку (тогда ему грозит "отсидка" вне поля в течение двух или более игр).

Судебный процесс в футболе необходимо рассматривать как одно большое судебное разбирательство, состоящее из некоторого числа дел поменьше, и с участием различных субъектов. Футбольный судебный процесс — это единственный вид судебного производства, когда стороны начинают судиться без наличия каких бы то ни было оснований или претензий друг к другу, но с целью в ходе судебного разбирательства накопить как можно больше причин для осуждения соперника.

На футбольном процессе каждая из команд имеет своего представителя с правом голоса (адвоката), каковым выступает капитан команды. Только он имеет право разговаривать с судьей и оспаривать принимаемые решения, но за некорректное поведение может быть отстранен от процесса с правом передачи своих функций другому лицу (когда капитана удаляют с поля, он передает капитанскую повязку своему одноклубнику).

Во время принятия футбольным арбитром решений по тому или иному спорному моменту в последнее время стало популярным заслушивание свидетельских показаний — правда, рефери чаще всего пропускает сии сведения мимо ушей.

Футбольный матч развивается по принципам судопроизводства: принцип законности требует от игроков соблюдения футбольных правил и необходимости официального засвидетельствования конкретного футбольного факта (если игрок упал, потому что ему сломали ногу, а арбитр зафиксировал симуляцию, то не верь глазам своим: двойной открытый перелом есть плод твоего воображения или оптический обман телевизионной камеры); принцип равенства сторон предполагает, что в ходе матча одну из команд не будут засуживать, также данный принцип постулирует право любой команды на ничью; принцип состязательности особенно ярко проявляется на флангах.

Все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что футбольная судебная система есть предоставленные специальным органам — футбольным арбитрам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов в сфере футбола путем особого футбольного судопроизводства с соблюдением особых процессуальных футбольных норм, создающих гарантию соблюдения законности и справедливости принимаемых арбитром решений.

Другое дело, каким именно образом футбольные арбитры реализуют возложенные на них полномочия. Искреннее желание болельщиков видеть рефери в упаковке и ароматизированными не с лучшей стороны характеризует работу футбольных "стражей порядка".

Автор данного исследования позволил себе смелость привести некоторые рекомендации, которые смогут улучшить работу футбольных судей. Только данные нововведения позволят систематизировать и привести в порядок футбольную судебную систему.

Рекомендация первая. Важной процессуальной фигурой, не представленной в футбольном судопроизводстве, является прокурор. Данного участника просто необходимо включить в судопроизводство. Представьте себе ситуацию, при которой один игрок совершил членовредительство в отношение своего соперника; судья полез в карман за желтой карточкой; нарушивший правила молитвенно воздевает руки горе; его одноклубник-капитан не щадя языка своего заступается за раскаявшегося грешника, намекая, что на того снизошло временное помутнение рассудка, а следовательно деяние было совершено в состоянии аффекта; потирающему голеностоп потерпевшему и его соратникам остается только надеяться на судейскую справедливость. И весь сыр-бор только потому, что отсутствует прокурор с его неотъемлемым правом на высказывание собственного мнения.

Рекомендация вторая. Футбольные матчи, разыгрывающиеся по системе play-off и требующие обязательного выявления победителя, при завершении основного и дополнительного времени вничью предполагают пробитие пенальти. Автор данной работы склонен считать послематчевые серии пенальти лотереей, и предлагает для определения победителя воспользоваться истинно демократическим институтом референдума. В этом случае присутствующим на стадионе выдаются бюллетени с двумя вопросами: Вы считаете, что в этом матче заслужила победу команда "А"; Вы считаете, что в этом матче заслужила победу команда "Б". Галочки, палочки, крестики и даже матерные слова в соответствующих клеточках путем простого арифметического действия выявляют победителя по принципу 50% + 1 голос.

Рекомендация третья. Объективное решение не может принять даже коллегия из трех судей: нередки случаи, когда главный арбитр менял решение своего бокового коллеги. Поэтому единственным возможным вариантом является введение такой процессуальной фигуры, как коллегия присяжных заседателей. Двенадцать присяжных выносят вердикт по каждому событию, оформленному свистком арбитра. Присяжные заседатели избираются из числа болельщиков третьих команд — чтобы не было предвзятого отношения к одной из команд. Чтобы на присяжных не давили трибуны при принятии решения, они должны будут удаляться в специально оборудованную совещательную комнату. Пока присяжные принимают решение, для футболистов, чтобы они отдохнули, расслабились и пообщались с поклонниками, можно оборудовать специальный бар-ресторан рядом с трибунами: поиграли – свисток арбитра – посидели, выпили коктейль – выслушали вердикт присяжных – продолжили игру до следующего свистка судьи. Пусть со всеми этими нововведениями футбольный матч будет не столь динамичным и малость растянется во времени, но зато решения будут объективными и справедливыми; не будет нареканий относительно работы арбитров, тренеры встанут перед необходимостью признавать собственную некомпетентность в вопросах футбола, а болельщики будут намыливаться Зиданом, а не Вацлавом Крондлом. Только путем подобного коренного преобразования футбольной судейской системы можно говорить о демократических принципах, лежащих в основе футбола.

2. Не судите да не судимы будете (теософский подход)

Вы, злодейству которых не видно конца,

В Судный день не надейтесь на милость творца!

Омар Хайям. Рубаи

В последнее время появилась масса различных теорий, согласно которым футбол зародился не в Англии, а черт знает где. Многие "исследователи" усматривают в индейских игрищах зачатки современного футбола, другие родоначальниками этой игры считают китайцев, полинезийцев, африканские племена… Эти весьма грязные инсинуации может опровергнуть судейская система в футболе, основанная на принципах христианской теологии.

Судья в футболе — это фигура, стоящая над всеми и надо всём, имеющая свою причину в себе самом. В конкретном матче судья есть бог, царь и господин. В правилах многие моменты оставляются на усмотрение судьи. Только футбольный арбитр может положить начало существованию какого-либо явления в конкретном матче: зафиксировать начало и конец игры, изменение счета, угловой, штрафной или свободный удар и так далее. Арбитр карает и милует по своему усмотрению, т.е. выполняет функции Верховного Судии. Будучи высшей субстанцией, футбольный арбитр все же на первый взгляд находится в определенных рамках — руководствуется различными инструкциями, должен соблюдать существующие правила: не может же он назначить пенальти, когда мяч забивают в противоположные ворота?! Однако это не так. Арбитр не столько руководствуется футбольными правилами, сколько олицетворяет их: он — и Вершитель Правосудия, и Творец! В метафизическом смысле Он — бесконечный божественный абсолют, трансцендентный футбольному миру, сотворивший его в свободном акте воли и распоряжающийся им. Это он демонстрирует, постоянно создавая исключения, только подтверждающие правила: прибавляет ко времени матча определенное количество минут, трактует падение как нарушение или как симуляцию, фиксирует офсайд, которого и в помине не было… Игрок под угрозой наказания не должен нарушать правила, олицетворением которых является арбитр. Футболист, предстающий перед ликом арбитра, испытывает то, что грешник испытает на Страшном Суде.

Божественная суть арбитра не ограничивается внутренней семантикой выполняемой им роли. Трансцендентальная суть футбольного арбитра состоит в эманации его абсолютной сути на несовершенный микрокосм футбольного поля. Говоря иначе, суть футбола есть не что иное, как несовершенная проекция божественной субстанции, тени сверхчувственного бытия в пещере Платона. Структура судейского корпуса — лишнее подтверждение данной идеи.

При первом же взгляде на судейский корпус, в глаза бросается троичная структура футбольной Фемиды. "Един в трех лицах естества" или "3 в 1" (как растворимый "МакКофе"), футбольный арбитр — реализация гностической сущности Троицы. Сущность всех трех футбольных арбитров едина, но их бытие есть личностное отношение трех ипостасей. Все три означенные ипостаси участвуют в сотворении и бытии футбольного космоса. Рассмотрим подробнее каждую трансцендентальную сущность.

Главный арбитр олицетворяет ипостась Бога-Отца, ибо он есть безначальное Первоначало футбольного матча: все от Отца, наделено от него бытием. Главный судья творит футбольное бытие посредством свиста (атрофированного слова), карает и милует; его зоркое проницательное око лицезреет не только поступки, но и душевные помыслы его творений — игроков: как иначе он может определить степень умышленности нарушения, чтобы показать или не показывать футболисту карточку. Рефери, невзирая на отмашку своего помощника, может продолжить игру либо определить офсайд без помощи лайнсмена, в исключительном ведении которого находится данная процедура.

В отношении двух других ипостасей Троицы происходит своеобразная субституция, т.е. определенная ипостась может быть замещена тем или другим помощником главного арбитра в зависимости от конкретной ситуации. Проиллюстрируем данный тезис на конкретном примере. Представьте себе ситуацию офсайда. Левый боковой арбитр поднимает флажок, фиксируя положение "вне игры". Главный судья дает сигнал к остановке игры из-за офсайда. В этом конкретном случае ипостась Бога-Сына замещается левым лайнсменом, ибо он есть Логос, то есть Абсолютный Смысл, и отмеченные деяния главного рефери устроены посредством оформляющей энергии Смысла. В данном случае левый лайнсмен будет также и страстотерпцем, искупая грех неверия нападающего и принимая с невозмутимым видом сопутствующие надругательства.

В приведенном случае роль Святого Духа будет замещаться правым лайнсменом, поскольку он есть животворящее начало, реющее на противоположном фланге и готовое в мгновение ока прийти на выручку к коллеге, попутно фиксируя вербально-неспортивное поведение какого-нибудь индивида, заслуживающее кары.

Троичная божественная субстанция властвует над божьими тварями в бутсах и разноцветных майках, она есть вне времени и над временем, она абсолютна и безгранична.

Многие могут справедливо заметить, что судейский корпус состоит не из трех, а из четырех арбитров: на футбольном матче фигурирует также и резервный арбитр. Но данное обстоятельство ни в коем случае не ставит под сомнение и не опровергает выстроенную выше теорию. Во-первых, резервный рефери находится вне поля и в абсолютном большинстве случаев на поле так и не появляется. Во-вторых, резервный рефери не столько часть Троицы арбитров, сколько их антипод. Охарактеризуем подробнее столь значимую фигуру, как запасной судья.

Вышеозначенного участника судейского корпуса многие последователи философии Владимира Соловьева склонны расценивать как четвертую божественную сущность. Хороша же, однако, их лысеватая София со светящейся табличкой в руках! У резервного судьи семантика совершенно иная. Его положение вне поля есть метафизическая позиция изгнанника, падшего ангела, первого по рангу после Троицы. Демоническая сущность резервного рефери дополняется также завистью к находящимся на поле коллегам. Похожий обличием на действующих арбитров, он накидывает поверх божественного одеяния еще черную куртку с логотипом FIFA. Особую значимость для сатанинской сущности этого судьи приобретает светящаяся информационная табличка в его руках. Данное орудие выполняет роль древа познания, отравляя существование футболистов и имея своей конечной целью ниспровержение главного судьи. Показывая футболистам и зрителям сколько времени компенсировано, запасной судья лишает футбол какой бы то ни было интриги, неопределенности. Представьте, насколько интереснее было бы для болельщиков, если бы они не знали, кто именно кого именно заменил. При неинтересной игре это было бы весьма неплохим занятием для скучающих фанов.

Бывали в футболе редкие случаи, когда запасной арбитр выходил на поле вместо главного или бокового. Это свидетельствует о том, что среди когорты резервных рефери затесался весьма крупный бес, способный своими действиями и источаемыми негативными флюидами совершить успешный бунт, перевернув мироздание, укрепившись на троне Верховного Судьи и ниспровергнув своего эмпирического соперника. Все это весьма ярко выявляет демоническую сущность, скрывающуюся под маской запасного рефери.

Влияние на матч запасного судьи этими фактами не исчерпывается. Ежеминутно показывая таблички, он вызывает в футболистах богоборческие умонастроения, выражающиеся в многочисленных препирательствах игроков с арбитрами, в ругательствах, оскорблениях, тычках и затрещинах, раздариваемых импульсивными игроками трехголовой Фемиде.

Некоторые теоретики футбола в судейский корпус включают пятый элемент — футбольного инспектора,— что уже совсем не укладывается ни в какие логические рамки. Инспектор выполняет функцию неверного, гяура, иноверца, наблюдающего свысока за священнодействием, совершаемым футбольным арбитром, и низводящего в глазах властьпредержащих иноверцев истинную значимость гностических поступков судейской бригады. Стремясь оградиться от благотворного влияния судейской теологии, гяур-инспектор изыскивает имеющиеся якобы в действиях бригады арбитров логические и юридические несоответствия, промахи и пробелы с целью дискредитации Святой Троицы в глазах широкой общественности.

Выявленные нами особенности футбольной судейской системы ярко и достоверно показывают, что принципы футбола могли зародиться только в сознании адептов христианской религиозной системы мировосприятия, каковыми отнюдь не являются полинезийцы и прочие патагонцы. А поскольку иные христиане не претендуют на роль создателей этой великолепной игры, мы можем прийти к выводу, что родоначальниками футбола являются англичане.

Крепись, судья, близорукость — не порок! (символический подход)

Судья Аркадио изорвал список в клочки, скатал

из них шар и бросил его в патио.

Г. Гарсия Маркес. "Недобрый час"

Руководители испанской футбольной лиги в 2001-м году решили подзаработать, оснастив форму арбитров рекламными надписями. Чтобы осознать, на ЧТО футбольные функционеры подняли руку, нужно детальнее разобраться в символике этого на первый взгляд непримечательного человека со свистком.

В символическом плане арбитр главный и боковой весьма отличаются благодаря присущей каждому из них индивидуальной символике. Начнем анализ с главного, вернее — начнем с анализов главного.

Главная его особенность,— конечно же, свисток. Главный арбитр без свистка подобен импотенту: много желания и мало возможностей. Свисток — это сублимированный музыкальный инструмент, однообразный, ущербный и несовершенный. Кришна, играя на флейте, создаваемыми звуками привел в движение первоматерию, и так началось миросозидание. А рефери, издавая свист, творит несовершенный и необузданный, но такой загадочный футбольный космос. Свист арбитра есть начало и конец любого явления, он — абсолют.

Другой атрибут судьи — часы, олицетворяющие сдержанность и спокойствие футбольной справедливости, отмеряющей начало и конец футбольной жизни. Часы арбитра подобны ножницам Парок. Особое извращенное удовольствие судья испытывает, продлевая муки страждущих, и давая тщетные надежды отыгрывающимся, в самый неожиданный момент совершая в их отношение трансцендентальный "облом". То обстоятельство, что у арбитра двое часов (или часы с двумя хронометрами), свидетельствует о его двуличности, неуравновешенности, противоречивости. Это столь же очевидно, как если бы рефери носил песочные часы. Рефери — не цельная натура, а точка на границе Инь и Ян: ни то, ни сё, ни рыба, ни мясо, ни Пенталгин, ни Виагра…

Наиболее значимый предмет в арсенале футбольного судьи (особенно для Амедео Карбони, Юрия Ковтуна и иже с ними) — нагрудный или набедренный карман, а точнее — его содержимое. Блокнотик, ручка и два кусочка разноцветной бумаги — объект наипристальнейшего внимания двадцати двух пар глаз в непосредственной близости и нескольких тысяч зрачков в пределах досягаемости. Вы обратили внимание, в какой религиозный экстаз впадает футболист, заметивший, что арбитр тянется рукой к карману с заветным "жути картоном": начинаются исступленные молитвы, замаливание грехов, взывание к высшей силе, вырывание в приступе отчаяния волос с корнями и масса иных светопреставлений.

Символика желтого и красного цвета обусловливает семантику карточек. Наиболее простая интерпретация желтой карточки состоит в том, что футболист до поры едет в режиме зеленой волны, но, замешкавшись и сбавив скорость, он запросто может попасть под желтый, а потом и под красный светофор. Но есть более обоснованные, актуальные и значимые характеристики данного предмета. Желтая карточка в руках арбитра — символ власти и царственности, т.е. с ее помощью судья пытается самоутвердиться. Футбольные арбитры китайской Pepsi-Cola league вероятно расценивают желтую карточку в соответствии с национальными особенностями интерпретации желтого цвета как цвета девственности, счастья и изобилия. Китайский арбитр, показывая желтую карточку игроку, вероятно, аллегорически лишает того дев…, в смысле, имеет в виду обратное значение символики: ему надоело изобилие грубости на поле и он не испытывает того пьянящего счастья, которое посетило его в начале матча.

Возможны иные интерпретации желтой карточки.

В соответствии с воззрениями на желтый цвет последователей Гаутама Будды, соответствующая карточка символизирует отстраненность от суетного бытия, т.е. игрок, получивший карточку, по идее должен приобщиться к нирване и больше не грубить.

Возможно арбитр, показывая горчичник футболисту, намекает на сомнительное последнего происхождение, вспоминая желтый цвет звезды Давида в 40-е годы в Германии. То-то в израильской лиге столько наказаний…

Вероятно, судья имеет в виду метафорическое замещение карточкой фразы: "Да ты псих! Тебе лечиться надо, а не в футбол играть!!!"

Не лишено вероятия, что арбитр, с помощью желтой карточки, намекает игроку: "Если бы ты загодя позолотил руку, такого бы не было".

Цвет красной карточки словарь символов трактует как "активный, мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, страсти, любви, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы, молодости". Больше половины приведенной символики эксплицитно проявлена в красной карточке. Ее имплицитная сущность проявляется в следующем:

Арбитр подразумевает: "Ты еще молодой, у тебя все впереди. Иди и набери помимо физической силы немного ума!"

Судья — ярый коммунист, не расстающийся с партбилетом даже на поле, и пытающийся повсеместно демонстрировать свою партийную и идеологическую принадлежность, а игрок — всего лишь случайная жертва судейского честолюбия и произвола.

Очистительный огонь алхимической традиции: на ЧЕ-2000 Матей Кежман получил красную карточку, побывав на поле всего 43 секунды, но зато как повысилась его цена!!! Это ж сколько тысяч зеленых за секунду?..

Красный цвет возбуждения и сексуальной энергии — не нужно эрекцию сублимировать в грубость.

Счастливейший из всех цветов в Китае, красный связывался с благополучием и жизнерадостностью. Поэтому-то китайские грубияны покидают поле с улыбкой на беззубой пасти…

Боковой арбитр — это самая неблагодарная профессия в современном футболе. Им недовольны и форварды, в отношение которых он определил положение вне игры, и защитники, которые плохо сделали искусственный офсайд. Только вшивый, ленивый или беспалый футболист не показывал лайнсмену фигуру из двух пальцев: кончики большого и указательного пальцев сомкнуты и вся эта конструкция приставлена к глазам. Все это не только печально, но и просто жестоко. Если учитывать, что помощник арбитра — представитель Фемиды, а данная особа по определению слепа, то показывать подобное судье — все равно, что дарить лысому расческу или безногому — бутсы.

Главным атрибутом бокового судьи является флажок. Он тем более значим, что символизирует одновременно и триумф, и трагедию. Будучи священным символом верховной власти, флаг в футболе превратился во флажок, передав свою верховность главному арбитру и оставив своему обладателю вспомогательные функции. Арбитр с флажком жаждет триумфального шествия с флагом, но рискует остаться с позорным символом сдачи в плен — все зависит только от него самого и его действий.

Опытным путем выявлено, что авторитет судейской бригады в конкретном матче напрямую зависит от цвета формы арбитров и от цвета флажков лайнсменов. Несколько лет назад FIFA разрешила арбитрам надевать форму различных цветов, вследствие чего перед рефери встала проблема отстаивания своего прежнего реноме. Многие судьи с безупречной репутацией, не встречающиеся ранее с конфликтами на поле, с удивлением заметили, что игроки перестали их уважать. Причина этого кроется в цвете их формы и подобранных в унисон флажках. Когда судейская бригада одевается в зеленый, белый, синий или фиолетовый цвет и подбирает соответствующего цвета флажки, судьи встречаются с откровенным хамством со стороны футболистов. Наиболее подходящие цвета — красный и желтый, а также комбинированный красно-желтый флажок для бокового судьи. Эти цвета прибавляют изрядного веса судьям в глазах игроков, поскольку они в подкорке головного мозга футболиста изначально ассоциируются с соответствующего цвета карточками.

Из всего вышеозначенного можно сделать глобальный выводище: из всего понимания символа рефери наиболее близок не к означающему или означаемому, а к референту.

Hosted by uCoz